Вологодский областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, ВИЧ-центр Вологда, СПИД центр Вологда, центр СПИД Вологда - Формы и методы работы

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

simpleForm2

Формы и методы работы

Формы и Методы работы с группой

Так называемая «пирамида познания» показывает: чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается участниками.

 

Дискуссия

Это обсуждение проблемного вопроса, позволяющее на основе мнения группы разработать и принять возможные пути решения. Дискуссия повышает интерес к заданной теме, позволяет участникам прояснить собственную позицию, увидеть многообразие других мнений и проблему с различных сторон. 

В дискуссии могут принимать участие 2 и более человек. Наиболее конструктивный вариант – 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и внимательно выслушать партнеров по дискуссии. 

Правила проведения:

Расположение разных сторон друг напротив друга.

Четкая постановка проблемы.

Не уходить от темы, не переходить на личности.

Распределение внимания ведущего между всеми участниками.

Соблюдение регламента.

Умение выслушать позицию оппонента.

Активное использования перифраза, т.е. переформулирования и обобщения.

 

Работа в микрогруппах

Цель использования данной формы – включение в активную работу каждого члена группы. Если обсуждение какой-то темы проходит в общем кругу, то велика вероятность того, что не все члены группы будут одинаково активны.

Также работа в микрогруппах создает более спокойную, уверенную обстановку, позволяющую быстрее познакомиться друг с другом. Чем меньше по составу группа – тем больше чувство защищенности у участников при выполнении задания (перед небольшим количеством людей проще открыться или высказаться).

Правила проведения:

Для деления на микрогруппы – использовать игры-разбивки.

Задание должно быть четким и даваться одновременно всем группам.

Обсуждение итогов – в общем кругу.

Не стоит слишком «увлекаться» этой формой, чтобы не спровоцировать разобщение группы и образование «группировок».

 

Мозговой штурм (генератор идей)

Мозговой штурм представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу.

Основные правила проведения:

1.Сформулировать вопрос/задание.

2.Установить временные рамки.

3.Фиксировать/записывать все поступающие от участников предложения.

4.Не критиковать и не оценивать высказанные мысли и предложения.

Методика проведения: тренер разбивает группу на подгруппы по 3-6 человек и предлагает обсудить им проблему или ситуацию. Задание для участников обычно начинается со слов: «Почему?», «Зачем?», «Как решить?», «Что можно сделать?», то есть от участников  требуется найти  решение или ответ на вопрос.

Этапы проведения:

1 этап (10-15 мин.): каждая подгруппа выбирает человека, который фиксирует все мысли, какие приходят участникам в голову. Высказывания не критикуются, не оцениваются, записываются без изменений, даже если они кажутся глупыми, смешными или неверными. Ведущий наблюдает за работой микрогрупп. Главный принцип: количество побеждает качество.

2 этап (5 мин.): в микрогруппе идет обсуждение и редактирование высказываний – выбор из общей массы тех, которые кажутся участникам наиболее полезными и приемлемыми.

3 этап (15 мин.): каждая микрогруппа представляет результаты своих трудов. Тренер записывает все наработанные идеи на ватмане/доске, уточняя формулировки, суть идей, обсуждая приемлемость и реалистичность предложений.

Также мозговой штурм может проводиться со всей группой вместе, тогда все поступающие от аудитории идеи записываются ведущим на ватмане/доске и обсуждаются с группой.

 

Игра

Этот метод поможет познакомить и сплотить группу, адаптировать к деятельности или ввести в проблему.

«На знакомство»

С них начинается любая групповая работа, т.к. необходимо познакомиться и снять напряжение группы перед неизвестностью. Поэтому подобные игры должны содержать в себе задание не только назвать имя, но и выразить себя, свое состояние, настроение или даже характер. 

«На снятие тактильного барьера»

Когда человек попадает в незнакомую группу, он испытывает неловкость, скованность, стеснение. Суть этих игр заключается в том, чтобы люди могли дотронуться друг до друга. Игры на снятие «тактильного барьера» следует проводить сразу после игр «на знакомство», чтобы создать атмосферу доверия и высокой работоспособности группы.

«На освоение пространства»

Данный вид игр позволяет участникам группы почувствовать себя комфортно в том пространстве, в котором они находятся. Это игры, в которых можно передвигаться по помещению, бегать или пересаживаться с места на место.

«На доверие»

С их помощью можно сформировать доверительные отношения в группе. Эти игры целесообразно проводить не в первую встречу с группой, а тогда, когда уже сформировалось определенное ощущение доверия между участниками. 

«На поднятие эмоционального тонуса группы»

К данному типу относятся игры, которые могут развеселить, поднять настроение, создать атмосферу умиротворения, радости и приподнятости духа. Такие игры целесообразно проводить в конце занятий, чтобы обеспечить законченность встречи.

«На снятие агрессии»

Во время проведения тренинга ведущий должен быть готов к конфликтам, которые могут возникнуть между участниками. Основной принцип снятия агрессии — «выпустить пар». Это можно сделать, громко крича, топая ногами, размахивая руками, разрывая газету, изображая борьбу с кем-то и т.д. Такие игры легко придумать самим. 

Игры – разбивки

В принципе, многие игры можно превратить в разбивку, самое главное – фантазия, творчество и желание. Будет большим плюсом, если ведущий может переделать игру исходя из темы, целей и  задач  занятия.

Ролевая игра

Позволяет осознать и привнести положительный опыт в свою жизнь.

 

Правила взаимодействия в игре и обсуждение опыта:

1. Быть искренними с самими собой и другими, серьезно относясь к предложенной роли.

2. Обсуждая опыт, мы уважаем мнение другого, даже если его мнение кажется нам «ну, совершенно неверным». Поэтому мы внимательно слушаем друг друга и не перебиваем, стараясь понять, что же пережил другой человек.

3. Высказываясь при обсуждении, не даем оценок другому человеку и его действиям,   стараемся говорить от первого лица («я», а не «он»), говорим только о своем опыте (своих чувствах). 

4. Правила проведения игры объявляются до ознакомления с содержанием.

5. На проведение игры отводится определенное время, о чём объявляется заранее. Контроль за временем обычно осуществляет ведущий.

6. После объяснения правил ведущий формулирует цели (для чего нужна эта игра). Содержание игры зачитывается или раздается, при этом участникам предлагается определенная проблема или ситуация, в которой им необходимо проявить себя.

7. После окончания ролевой игры необходимо обсудить ощущения, чувства, возникшие в процессе игры, полученный опыт. Тренер поощряет любые высказывания участников. 

8. Если участник игры по каким-то причинам наотрез отказывается делиться опытом, нужно уважать его решение.

 

              Общие правила  проведения игр

Четкость инструкции. От её лаконичности зависит 70% успеха проведения игры. 

Эмоциональная окрашенность. Призыв к участию в игре должен быть энергичным. Не рекомендуется спрашивать группу о желании поиграть, так как очень часто не привыкшая к играм группа подростков откажется. 

Темп и ритм игры. Если игра затягивается, необходимо нарастить темп и закончить игру на высокой эмоциональной ноте, чтобы сохранить интерес.

Интрига и таинственность (ввод в игру). Прежде чем предложить правила игры, рассказать легенду или притчу, которая заинтересует.

Состязательность. Конечно, не во всех играх этот компонент уместен, но если возможен, его надо включать.

Вывод из игры. Конец игры должен быть всегда эмоционально значимым: эмоциональный подъем или логический финал игрового взаимодействия.

 

Условия проведения игр.

Возраст группы.  Не рекомендуется играть в так называемые «детские игры» в группе подростков, но если вы работаете с младшим школьным возрастом или с людьми взрослыми, которые готовы «подурачиться», то наверняка у вас все получится.

Логика игрового взаимодействия. Каждая игра занимает свое место в процессе работы с группой. Например, не стоит проводить игру «на доверие», если у вас не было игр «на снятие тактильного барьера».

Продумать все материалы, необходимые для игр (они должны быть яркими, привлекательными и «работать» на игровую мотивацию участников).

Уровень включенности группы в игровой процесс. Для определенных групп игра — это что-то новое и непривычное, поэтому подбор игр для них должен идти «от простого к сложному». Эмоциональный настрой тренера для работы с такой группой должен быть еще выше, чтобы эмоционально заразить участников и заинтересовать предстоящей деятельностью. Не пугайтесь, если группа не хочет играть, — это только первая реакция на что-то новое, которая быстро уходит.

 

Проблемные ситуации в работе с группой могут быть связаны с:

1. особенностями поведения отдельных участников;

2. конфликтом внутри группы;

3. особенностями взаимодействия между ведущими и членами группы.

 

Трудности, связанные с особенностями поведения отдельных участников.

Характеристика поведения

Как строить свое поведение ведущему

Все время отмалчивается. Не активен. С трудом отвечает на вопросы.

1.   Задавайте не сложные вопросы

2.   Вовлекайте в работу по парам

3.   Поддерживайте инициативу

4.   Опрос по кругу

Всезнайка (все время встревает, не дает действовать другим)

Корректно сказать о важности работы всех на семинаре

Спорщик порит с участниками группы и с ведущими)

Перевод спора в дискуссию

 

Отвлекаются на посторонние разговоры

1.   Строить работу с чередованием активных форм и информационных

2.   Давать индивидуальные задания отвлекающимся людям

3.   Объяснить, что вам тяжело, сложно говорить вместе с ними

Проверяют ведущего на компетентность

Вести с уверенностью свою работу дальше, а данному человеку предложить пообщаться отдельно и ответить на все вопросы после семинара

Всеми средствами привлекают к себе внимание

1.   Избегать позитивного невербального подкрепления (улыбки, одобрительные кивки), когда видите, что участник работает на публику

2.   Установите каждому лимит времени

3.   Можно: «Я вынужден прервать тебя, другим тоже надо высказаться»

4.   Обращайтесь к другим участникам, особенно застенчивым

 

Включение темы «Профилактика ВИЧ» в различные школьные предметы в 8-11 классах

Предмет

Тема занятия

 

1

Обществознание

Толерантное отношение к ЛЖВ. Права и ответственность ЛЖВ.

2

Биология

Природа вирусов. Структура ВИЧ. Влияние ВИЧ на организм человека.

Пути передачи ВИЧ.

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет.

3

ОБЖ

Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИД. Меры профилактики. ЗОЖ.

4

География

Территориальная распространенность ВИЧ-инфекции.

5

Математика

Модель развития эпидемии ВИЧ-инфекции, как случай геометрической прогрессии.

6

Литература

Психологические и нравственные аспекты тяжелых и смертельных заболеваний в художественной литературе.

7

История

История эпидемий. Эпидемия ВИЧ. Отношение к людям во время эпидемии.

Проблемы современной России: распространение ВИЧ/СПИДа.

8

Классный час

Любые темы, связанные с ВИЧ, не затронутые в других предметах.

Additional information